Заемщики стали чаще жаловаться на действия «черных коллекторов»

черные коллекторы

Антиколлекторский закон, действующий в России с начала года, не смог решить проблему нелегальных взыскателей, считает финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Заемщики в последнее время стали чаще жаловаться на противоправные действия коллекторов. Как сообщили в Национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА), в первом полугодии 2017 года по сравнению с тем же периодом 2016-го выросло количество жалоб на звонки и письма с угрозами, авторов которых не смогли найти.

Председатель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий объясняет это увеличением масштабов деятельности выбивальщиков долгов — коллекторами их назвать нельзя, поскольку никакого легального статуса они не имеют.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев рассказал газете «Известия», что жалобы поступают в основном по поводу незначительных нарушений. За последнее время не было ни одного сообщения о прямых угрозах или физическом воздействии со стороны легальных коллекторов, которые, по его словам, «из кожи лезут вон, чтобы стать респектабельными».

С так называемыми «черными коллекторами» ситуация гораздо хуже. Главное — непонятно, кому на них жаловаться.

«Для ряда банков и микрофинансовых организаций хулиганские методы — это норма, — рассказывает руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Павел Климов. — Должникам поступают анонимные СМС с нецензурной бранью и угрозами, письма, неопознанные звонки. Пишут неприятные вещи в соцсетях, вывешивают листовки с угрозами в подъездах… Заставить правоохранительную систему установить, кто автор анонимных сообщений, нереально».

По мнению Климова, количество зарегистрированных жалоб не отражает реальной ситуаций — большинство пострадавших просто боятся куда-то обращаться.

— Основная доля обращений приходится на правовые вопросы и просьбы о консультациях (36% обращений). В эту категорию входят обращения с просьбой предоставить документы, подтверждающие право взыскателей на взаимодействие с заемщиком, а также вопросы, связанные с нормами нового закона 230-ФЗ «О защите прав физлиц при взыскании». В частности, о толковании норм о частоте звонков и смс, которые до сих пор вызывают разногласия у юристов и регулирующих органов, хотя складывающаяся судебная практика позволяет говорить о восстановлении баланса интересов кредиторов, должников и изыскателей, — отмечают сотрудники НАПКА.

Кроме того, 26% обращений связано со звонками по ошибочным контактам, 16% касались просьб исключить из базы дозвона контакты третьих лиц и жалобы на контакты с такими лицами, в 6% люди необоснованно жаловались на вполне законные действия взыскателей. А 11% обращений отнесены Контрольным комитетом НАПКА к категории hard-жалоб (незаконные методы взыскания: грубое общение, угрозы, порча имущества и т.д.).

Похожие новости

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*